Эксперимент: месяц жизни, не снимая очков Oculus Rift

Главная » Гаджеты виртуальной реальности » Гаджеты виртуальной реальности Oculus » Эксперимент: месяц жизни, не снимая очков Oculus Rift

Как Вы думаете, с чем будут связаны Ваши мысли, после тридцатидневного проживания в виртуальной реальности? Ну, может и не тридцать, а двадцать восемь дней придется потратить, но, главное не количество, а качество, верно? И тут качество предельное: художник из Англии решил посвятить месяц виртуальной реальности, не снимая VR-очки Oculus Rift.

Полное погружение

Марк Фарид, со своим помощником и оператором, который фиксировал сам эксперимент, провели двадцать восемь дней без контакта с внешним миром, в одной комнате. В этой комнате минимум удобств – лишь кровать и уборная. Конечно, это, как минимум, странно – проходить в очках виртуальной реальности четыре недели, но объяснения лежат не только в плоскости личного интереса художника, но и поиска творческой составляющей этого действа.

Идея имела статус инсталляции. Все действия, двадцать четыре часа в сутки, транслировались перед зрителями Лондона, на огромном экране.

проект seeing I

Вот, как комментировал Марк этот эксперимент, до его начала:

 Очки виртуальной реальности будут на мне все время. Я не сниму их ни перед походом в туалет, ни перед принятием водных процедур. Я хочу экспериментальным путем выяснить: возможно ли убрать чувство себя. Может быть, я являюсь абсолютно не тем, кем кажусь себе в повседневности, и моя характеристика основана только на субъективных предпочтениях?

Цель, которая оправдывает средства

Главный смысл этого проекта: перестать ощущать окружающее пространство, и разграничить понятие личности (вот тут уже интереснее). Художник убежден в том, что устройство, по воссозданию виртуальной реальности, через определенный промежуток времени, «сотрет» границы реальности, что позволит человеческому разуму полностью влиться в симуляцию. Из этого следует следующее предположение: виртуальность, к которой мозг уже привыкнет, будет привычной, что позволит изменить личностное ядро через не-отделенность индивидуума. Предположительное изменение некоторых личностных программ, например, прием еды или умывание, откроет, действительно ли личное «я» — неизменная составляющая нашего сознания, или это, всего лишь, набор установок для приспособления жизни в обществе, которые мы просто впитываем всю жизнь.

знак проекта seeing I

Этот проект, под названием «Seeing I», поддерживался платформой Kickstarter – пожертвовать деньги мог каждый желающий. Планы творческого Марка Фарида уходят в будущее: при оптимальном финансировании, сам художник, под руководством режиссера Джона Ингла и сопроводителя Кимрода Варди, намерен представить итог этого закрытого опыта в виде документальной киноленты.

«Второй»

По описаниям эксперимента, испытуемый не должен был видеть нечто сверхъестественное или необычное, так как присутствовал еще один персонаж, имя которому, например, «Второй». Так вот, этот «Второй» — абсолютно неизвестная художнику личность, которая так же, как и исследователь одиночной комнаты, использовал гарнитуру круглосуточно, фиксируя в музыкальных дорожках и видео формате все наблюдаемое. Эти трансляции передавались непосредственно на VR-гаджет Фариду.  Все видимое «Вторым» — видел и «Первый», не выходя при этом из своей комнаты. Транслировалось все подряд: ранние занятия спортом, походы в кинотеатр, секс и покупки.

Но стоит подметить, что происходящее не передавалось моментально на вторую гарнитуру. Перед тем, как пустить трансляцию в мозг испытуемого, видео корректировали. А значит, художник наблюдал события с некоторым отставанием. Это было нужно для того, чтобы помощники минимизировали не состыковки приема пищи, чтобы успели подготовить сами продукты и учли другие нюансы.

месяц виртуальной реальности

С учетом того, что Марк понятия не имел, кто этот участник, определенные характеристики, все же, были оговорены: персонаж, например, должен быть «здоровой» ориентации и находиться в паре. По мнению Фарида – это является существенным фактором для чистоты эксперимента, так как женщина вносит логичное повествование сюжета. К тому же, человек в паре, вероятнее всего, прокомментирует, куда он пошел и зачем, что для одинокой личности не такая уж и необходимость.

«Второй» проводил обыкновенную для своего бытия жизнь, с полноценным отдыхом, работой и прочими мелочами, без вмешательства организаторов эксперимента.

Художник убежден: восприятие самоопределения формирует общество и воспитание – никак не биология и генетика. И если эксперимент докажет его теорию, то он будет углубляться в моделирование своего и чужого поведения. Но, как признавался Марк, надежда, что на характер влияет природа, а не воспитание, у него, все же, присутствует.

воздействие на ДНК виртуальной реальности

Медицинская сторона медали

Врачи опасались, что данный опыт негативно отразиться как на физическом, так и на психическом здоровье Марка Фарида. Перед началом эксперимента художник получил информацию о возможном риске – ведь эффект, от долгого ношения гаджета виртуальной реальности, неизвестен. А на протяжении всего месяца, Марка проверял психолог: ежедневно, в течение часа, специалист анализировал его реакции мозга и давал оценку адекватности происходящего. Но все проходило вполне спокойно: при малейших отклонениях от нормального психического состояния, это исследование сразу же закрыли бы. А этого не произошло.

Период в двадцать восемь дней был выбран по простой причине – привыкание, развитие которого происходит в течение трех недель; четвертная же неделя необходима для «фиксации» результата.

Вопросы, которые ждут ответа

Чувствовал ли Марк то же, что и «Второй»? Переключал ли сознание в другую точку на карте? Воспринимал ли чужой опыт, как свой личный, – неизвестно. Эксперимент закончился, а результаты будут опубликованы как фильм, выпуска которого многие ждут. Ведь кто же откажется узнать, что находится по ту сторону разграничения сознания?