Использование виртуальной реальности при лечении болевого синдрома

Главная » Новости виртуальной реальности » Использование виртуальной реальности при лечении болевого синдрома

Как известно, для того, чтобы, наконец, стать здоровым иногда принято пройти ряд достаточно болезненных процедур. Именно на таком в некотором степени радикальном, но в тоже время достаточно действенном способе базируется современная медицина. В тоже время, некоторые болевые ощущения могут иметь настолько значительную силу, что состояние человека (особенно в том случае, когда, например, у него есть хронические заболевания сердечно – сосудистой системы) наоборот, может ухудшиться. Именно поэтому специалистами используются средства обезболивающего типа. Кстати, лекарственные средства далеко не всегда характеризуются как возможностью достигнуть положительный эффект, так и полной безопасностью для здоровья (иногда может наблюдаться склонность к аллергическим реакциям или же несовместимость их с другими препаратами, применяемыми в лечебном процессе). Подобная ситуация и заставляет медицинских работников все чаще задумываться над использованием обезболивающих средств не имеющих лекарственную природу. В последние годы одним из таких вариантов является методика виртуальной реальности (МВР).

Сущность и особенности применения МВР


Общая суть данного варианта сводится к отвлечению пациента от болевых ощущений путем психологического отвлечения. Процесс воздействия реальности виртуального типа изучался в ходе самых различных клинических ситуаций. Например, при процессе смены повязок у больных со значительными ожоговыми повреждениями, совершении физиотерапевтических действий после оперативного вмешательства, при мероприятиях стоматологического типа.
Перед тем как рассматривать особенности действия МВР, нужно отметить, что на протяжении длительного периода времени хорошо известно о роли психологического фактора на процесс интерпретации болезненных ощущений. Например, одна и та же разновидность входящего сигнала, имеющего болевую природу, может быть воспринята как чрезвычайно сильно болезненная, так и, наоборот, как достаточно слабая. Такая ситуация напрямую зависит от того, как к ней относится сам пациент. Еще одним важным фактором можно считать то, что именно отношение человека, переживающего боль к подобному явлению оказывает влияние на общее количество болевых ощущений, поступающих в мозг. Именно на этом мнении базируется популярная сегодня теория «воротного контроля» боли. Учитывая то, что численность поступающих информационных стимулов, которые могут быть подверженными параллельной обработке достаточно ограничено. Таким образом, мозг при весьма сильной перегрузке потоками с большим количеством данных может выбирать именно то, что ему необходимо в конкретно взятый период.
Если пациент «находится во власти виртуального мира» внимание ни в коем случае не может быть сфокусированным ни на болезненных ощущениях, ни на ране (вне зависимости типа типа), которая их вызывает. Кроме того, концентрация внимания на столь неприятных ощущениях в значительной мере снижается, что обеспечивает общую численность поступающих болевых ощущений, а также способствует снижению количества мыслей о болезненности манипуляций при процессе обработки или же перевязки повреждения.
Принимая ко вниманию все вышесказанное, можно заметить, что данный инновационный вариант уменьшения степени выраженности болевых ощущений полностью базируется на простом переключении внимания с явлений, имеющих место в реальности (в данном случае может выступать, как вариант, рана) на те, которые существуют исключительно в виртуале.
Одним из первых программных вариаций, ставших достаточно активно применяться в последнее время, является продукт, базирующийся на эффекте погружения. Другое его название – это иммерсионная методика виртуальной реальности. Такая разновидность, которую часто принято рассматривать в качестве системы дает возможность полноценно погрузиться в виртуальный мир, где существуют 3D звуковые, а также ряд некоторых других спецэффектов.

Действие виртуальной реальности на уменьшение болевых ощущений


В процессе идентификации тех анатомических зон, располагающихся на головном мозге, активность в которых значительно увеличивается в ходе проявления болей, сегодня все чаще используют метод позитивно – эмиссионной томографии или же нейровизуализацию.
Первым направлением, в котором действия данного типа получили достаточно широкое распространение, было лечение людей, которые перенесли достаточно сильные как по площади поражения, так и по степени выраженности ожоги. Как известно, процесс лечения в подобной ситуации связан практически с ежедневной сменой повязок. На первоначальном этапе проведения таких действий могут возникнуть сильные боли.
Изначально, когда МВР еще находилась едва ли не на стадии своего зарождения, на данной категории пациентов проводились исследования, позволяющие констатировать то, что данный вариант помогает гораздо эффективнее справиться с болью, чем применяемые до этого игры двухмерного типа.
Например, проведение исследований с 11 участниками (в возрасте от 9 до 40 лет), получившими достаточно сильные ожоги подвергались специализированным медицинским манипуляциям как с использованием разнообразных лекарственных препаратов и средств виртуальной реальности, так и только с использование лекарства. В конечном итоге удалось прийти к выводу относительно того, что в случае прибегания к инновационному методу степень выраженности болевых ощущений (ко вниманию принималась специальная 10-ти бальная шкала) снижалась от уровня 7,5 баллов, что сигнализировало о значительной боли до 5 баллов, что означало о ее умеренности.
Достаточно перспективным направлением для использования виртуальной реальности в процессии уменьшения болей является лечение детей в послеоперационный период. Ведь далеко не все дети способны одинаково хорошо переносить традиционную, основанную на медикаментозном воздействии терапию.
Многие хорошо осведомлены о тенденции в соответствии, с которой значительное количество людей не уделяет должного внимания состоянию ротовой полости только потому, что бояться весьма неприятных ощущений, которыми сопровождаются подобные манипуляции. В тоже время подобное отношении может нанести вред вообще всему организму. Поэтому, стоматология – это одна из тех медицинских сфер, где виртуальная реальность может быть более чем востребованной.
Наиболее частыми средствами, используемыми в подобном случае являются демонстрация разнообразных трехмерных видеофильмов, применение МВР, а также иные, пока что менее распространенные методы, направленные на переключение внимания с боли на другие явления. В процессе проведения исследований, направленных на изучение степени выраженности болевых ощущений при стоматологических манипуляциях при условии использования разнообразных средств для погружения в ми виртуальности, было установлено, что сила столь неприятных ощущений снижается, в среднем на 4 – 4,4 балла.

Методика виртуальной реальности в процессе лечения хронических болей


Многие медики, активно занимаясь изучением специфики методики виртуального обезболивания, отмечают то, что одним из наиболее перспективных направлений в подобном случае является минимизация или же полное устранение болей хронического типа.
Подобный симптом можно достаточно часто наблюдать среди людей, страдающих от онкологических заболеваний. Очень часто в подобном случае боль носят весьма сильную выраженность и могут длиться в форме приступов в течении достаточно продолжительного периода времени. Как показывает практика, даже сильно действующие препараты, используемые в подобном случае, как правило, не способствуют достижению длительного эффекта. Кроме того, часто боль вообще удается уменьшить на незначительный период, после чего она возобновляется с еще большей силой. Именно поэтому самым действенным на сегодняшний день способом, помогающим облегчить страдание, является закрепление в памяти соответствующего «неправильного стереотипа». Подобный эффект как раз и может быть достигнутым в процессе погружения пациента в мир виртуальной реальности. Единственное на что нужно обратить внимание так это то, что сегодня нет исследований, связанных с тем, насколько долго может действовать подобный вариант.