Куда ведет человека прогресс технологий?

Главная » Без рубрики » Куда ведет человека прогресс технологий?

Мы говорим о прогрессе, восхваляем его, но есть ли подводные камни у этого течения? И происходит ли манипулирование мнением масс через  VR-технологии и современные гаджеты? Какие возможности предоставляет компьютерная эпоха? Все эти вопросы активно обсуждались в рамках презентации: «Университет, открытый городу» в Москве.

Лекцию, посвященную вопросам современных технологий, читал Иосиф Дзялошинский.

Иосиф Дзялошинский

Бурное становление технологичности компьютерной индустрии и предельная доступность девайсов служат людям не только своеобразным помощником в жизни, но и дают определенный вид удовольствия от использования. Наравне с этими явлениями существует людская неосознанность, которая пропускает мимо опасные вопросы и проблемы, связанные с технологиями, а ведь это – глобальный процесс.

На протяжении всей истории, человечество воспринимает новинки двойственно: с одной стороны у нас укоренена привычка: видеть положительную сторону медали, но с другой — мы не трудимся над осознанием отрицательного влияния.  Мы рады нашей эволюции в тех или иных сферах, но предпочитаем «пропускать мимо ушей» такие проблемы, как изменение экологии и негативность социальной селекции, в то время как человек среднего уровня развития находится на переднем плане в общественных вопросах и пытается всеми управлять. Не получится постоянно акцентировать свет, урезая теневую сторону. Никак нельзя убрать, отрезать или спрятать эту тень – ведь пропадет и яркость. И, иначе, можно вывести, что технологическая эволюция – это птица, у которой два крыла.

цифровая индустрия

Исследование области технологий

Политолог Иосиф Дзялошинский с сотрудниками университета закончили тестирование, которое посвящено вопросам воздействия технологий компьютерной сферы. Был проведен опрос более четырехсот специалистов, как России, так и зарубежных стран, которые выделили тридцать три основные проблемы общества современных технологий. И вкратце, о некоторых из них, поведаем ниже.

Информационная и коммуникационная глобализация

Мир в двадцать первом веке стал, по истине, открытым. У каждого человека есть полный доступ к любой, интересующей его, информации, получить которую можно на необходимом языке. По всем логичным выводам – это радость. Однако и здесь присутствуют теневые стороны.

человек и VR-технологии

Человек не то чтобы «плутает» в информационных лабиринтах, а больше осознает свою заурядную природу, что ведет к проблемам психологического плана. Здесь начинает играть роль желание абстрагироваться от всего мира, выявить некую людскую общность (обычно делается акцент на национальную принадлежность или определенную социальную группу), которая основана на уникальных характеристиках и самобытности. Именно это, как раз таки, сейчас и происходит.

Информация заполнила собой буквально все мыслимое пространство. Если взять, например, времена СССР, то мы знаем, что тогда людям приходилось тратить много сил и времени, чтобы добыть полезное и нужное. На данный момент проблема другая: необходимость в фильтровании информации. Специалисты сделали расчеты, выявляющие особенность человеческих возможностей: если переводить в книжный эквивалент всю информацию, которую человек может усвоить за жизнь, то она будет равна пяти тысячам книг. К тому же, человек попутно получает огромное количество ненужных ему сведений, с риском не узнать важной информации.

Воздействие современных технологий и упрощение общения

Это еще одно интересное явление общества современности. Из золотой классики, например, романа «Война и мир», мы знаем, что каждое письмо или некая информация становилась для всего дома интереснейшим событием на несколько дней. Советское время человек также общался, посредством писем, которые доставлялись через три-четыре дня. Междугороднее общение было редкостью, а новости и описание произошедших событий люди узнавали через газеты. Говорить о развлечениях того времени стоит только в контексте межличностного общения, а не банального отвлечения виртуальной игры между пользователями, как сейчас.

В настоящий момент все обстоит по-другому. Новости обновляются каждые пять минут, а общение возможно через любой вид социальной сети или приложения. А теперь ответьте на вопрос: может ли человек с таким темпом информационного потока, при наличии огромного количества развлечений, предлагаемых виртуальностью, качественно усваивать материал? И ответ очевиден: не может. Благодаря этому появляется возможность манипулировать общественным мнением со стороны СМИ, которые и определяют важность той или иной обсуждаемой сферы. И давайте будем предельно честны — информационные порталы и виртуальные системы фильтруют информацию, выбирая по их мнению, нужную (или же – которую им разрешают опубликовать), окрашивая ее в определенный оттенок мнений.

современное общество зависит от гаджетов

Человеку современно общества необходимо понимать тенденции происходящего, отчего выявляется некая зависимость от информационного потока. Важные события и ненужная информация постоянно смешиваются, приводя к путанице.

Если сравнить манеру общения героев романов с коммуникациями нынешнего общества, то разница налицо: герои прошлого разговаривали эстетично, тонко показывая эмоции. А современный мир пропитан упрощенным «сленгом», простыми вопросами и ответами. Общество разучилось усваивать тексты, чуть длиннее обычного. Человеческий мозг, из-за гаджетов, буквально слеп и глух к происходящему вокруг.

 Пустые коммуникации и личностное разрушение

При использовании интернета, сетевых игр или при простом общении, наше внимание рассеивается на ненужные детали. Мозг работает в режиме нон-стоп, что приводит к ослабленному вниманию, и трате главного человеческого ресурса – времени.

Опросы выявили, что более семидесяти процентов людей, принимавших участие в исследовательском эксперименте, проводят за компьютером в играх, порталах и соц. сетях – больше десяти часов ежедневно. Что дает ускоренный режим проживания жизни, без каких-либо интересных событий.

шлем виртуальной реальности и девушка

Все великие события прошлого сводятся к тому, что индивидуальность рождается за счет самостоятельно принятых решений, обдуманных действий и прохождения уникального опыта. Таким образом, личные впечатления, самостоятельная продуманность пройденных этапов жизни, структурируются, создавая свое мировоззрение.

На данный момент можно сделать вполне обоснованный вывод: человек не имеет собственного мировоззрения. Вся его картина мира сформирована за счет навязанных извне картин и событий, подпитанными модными развлекательными тенденциями, которые, обычно, лично не осознаются и не переживаются. Каркас личности современного индивидуума – набор обрывочных сведений, которые собраны в хаотичном порядке. Такая информация не может быть ни структурирована, ни приведена в систему. С этим связано человеческое ложное понятие обо всем вокруг.

Также, с этим связана и потеря некоторой адекватности из-за долгого нахождения в виртуальной реальности, и нелогичность действий, и противоречивость взглядов. К слову, индивидуум может представлять фанатичную религиозность, но одновременно доверять гороскопам.

И как бы это было ни прискорбно выводить, но современный человек – это не целостная индивидуальность, а разрозненная личность с непоследовательным сознанием. С этим связан феномен хамелеона, из-за которого человек ведет себя совершенно по-разному в определенных ситуациях. И этот же феномен является фундаментом в сложностях определения своего места в жизни.

Подмена реальности социальными ролями и образами виртуальности

Жизнь наша сейчас протекает в особом режиме, подвластном симулякрам информации – действительным образам, созданным искусственным путем. С помощью игровой сферы, телевидения, с тонко настроенной пропагандой, обществу транслируется ложное представление действительности.

девайся виртуальной реальности в жизни человека

К тому же, человеческое сознание устроено таким образом, что защищаться ото лжи ему трудно. И, поскольку симулякры могут «прилипать» к человеческой психике, они создают ложную действительность, которая живет не только на виртуальных серверах, но и в сознании. Раз приняв, отказаться от определенного восприятия реальности достаточно сложно. Поэтому на чаше весов людской совести перевешивает поддержка лжи и деструктивного поведения, в угоду защиты своей психики от дискомфорта, сопряженного обнаружением ложного представления действительности.

Опираясь на прошлое, можно смело заявить: ранее человек следовал негласному девизу «быть, а не казаться», но «здесь и сейчас» диктует свои установки, и людское понимание скатилось в проживание девиза «казаться, чтобы быть». Общество подвластно инсценировке масок социума, не совпадающих с истинными ценностями личности.

На слуху у всех некий кризис среднего возраста, понятие которого есть у каждого. Это своеобразная возрастная черта, после которой мужчина, пересматривая свой прошлый опыт, понимает, что добился не того, чего хотел, был абсолютно другим человеком, не похожим на себя. Однако осознается это в среднем возрасте, и, как можно заметить, носит ярлык «кризиса».  И вот почему: маска, в которой человек находится долгое время, становится «второй кожей», и индивидууму уже сложно стать самим собой, без агрессии со стороны общества.

современный человек и индивидуальность

Человеческое существо теряет психологическую свободу

Ввиду того, что пребывание человека в виртуальной реальности ежедневно и долгосрочно, многие психологи видят в этом угрозу подавления воли. Специалисты приравнивают зависимость от игр и развлекательных симуляций к наркомании и алкоголизму. Сильная вовлеченность человеческого сознания в мир виртуальной реальности нарушает их взаимодействие с миром и способствует развитию психологических и физических заболеваний. К слову, статистика сообщает: от информационной зависимости страдают, в большей степени, женщины, от игровой индустрии – мужчины.


социальные роли и информационные технологии

Общество двадцать первого века абсолютно беззащитно перед правительственными органами, контролирующие любого через виртуальные серверы: электронные письма просматривают, счета проверяют, а интересы и любимые занятия легко узнать и так; приправляется это наличием большого количества возможностей и развлечений виртуального пространства. И противится данному внедрению в собственную жизнь практически невозможно.

А по сему, личность теряет свободу выражения, растворяя свою самостоятельность и становясь придаточным потребителем виртуальной реальности и ее функционала. И чем больше человек погружается в игры и симуляции, тем сильнее проявляется зависимость. Хочется, чтобы человек осознавал себя в сфере виртуальной реальности и подходил разумно к использованию современных технологий. Важно, чтобы время Просвещения в памяти людей будущего сохранилось как эпоха индивидуальностей, способных отдавать отсчет своим мыслям.