Виртуальная реальность через призму искусства

Главная » Программы виртуальной реальности » Виртуальная реальность через призму искусства

Чем больше разбираться в тонкостях, тем больше подробностей можно узнать о том или ином вопросе; но наше познание – мир новых возможностей виртуальной реальности и исследование ее граней. Этим и займемся, окунувшись в мир искусства и чистого творчества, где горизонты проявлений размыты, а инструментом познания являются – VR-технологии.

Спектр влияния

В настоящий момент для виртуальной реальности открыты все двери – и искусство не исключение. Возможности таковы, что создавать шедевры и инсталляции в режиме реального времени не только можно, но и нужно. Сюда стоит включить и искусство живописи, и пластику, и многие другие формы выражения творчества.

танцы в виртуальной реальности

Танец

Хореографы все больше обращают свой взор в сторону технологий виртуальной реальности, используя ее для создания графических эффектов. Это, своего рода, реальность в реальности, которая рождается на глазах у публики – танцоры «общаются» с созданным пространством, направляя внимание аудитории на главную мысль сюжета, а также задавая ритм своим действиям.

 Например, воздействие VR-технологии Kinect возможно буквально ощутить своей кожей через одноименный проект «Pixel», в котором участвуют 11 артистов:

Живопись

Художественное направление тоже постепенно преображается: та же технология Kinect используется в интерактивных работах и инсталляциях.  И если Вы хотите получить доказательства существования таких вот проектов, тогда краешком глаза стоит взглянуть на видео с выставки, название которой «Цифровая революция» (слова уже говорят сами за себя). Это лондонский проект художника, постановщика и экспериментатора в одном лице – Криса Милка.

искусство виртуальной реальности

Идея заключается в созерцании главных процессов жизни: воплощения, смерти и обновления. Такую наглядную возможность предоставляли три экрана, которые непосредственно взаимодействовали с публикой. Работа выставки, под названием «The Treachery of Sanctity», которая переводится как «Лицемерие Святости», была единогласно признана венцом этого мероприятия: искривленные отражения специальных экранов отзывались на перемещение аудитории, попутно проецируя определенные идеи на панели. Одна из них показывала теневую сторону зрителя, распадающуюся на птиц, другая – уничтожала с помощью все тех же птиц тень образа, а последний экран трансформировал человека, создавая ему крылья из рук.

Факты из недалекого прошлого

Не так давно, в 2012 году, Крис Милк, в сотрудничестве с не менее талантливым Аароном Коблиным, воплотил необычайную идею «This Exquisite Forest», создающую коллективное движение мысли. Что и говорить, название волшебное. Но еще волшебнее выглядит само действо: зарегистрированным в мировой паутине людям предлагается шанс: стать соавторами мотива, тасуя варианты действий. Для рождения этого «леса загадочности» (дословный перевод проекта) была задействована – не удивляйтесь – виртуальная реальности и HTML5.

инсталляция виртуальности

Мнения

При беседе со своими студентами, Крис Милк обозначил, что виртуальная реальность, при грамотном использовании, станет для искусства новой жизнью:

 VR-технологии, которые предлагает современный мир, не смогут проявиться в видеоиграх в полную силу. Возможность ее реализации, в первую очередь, — на уровне человеческих отношений. Тот необычайный способ передачи информации, который сейчас постепенно проникает в искусство, может соединять людей на тонких планах сознания; воздействие же осуществляется столь сильное, что вряд ли можно найти аналог этого метода в настоящем. Благодаря VR-возможностям, можно поменять не только общее мировоззрение людей, но и их взаимодействие друг с другом. Поэтому я убежден: виртуальная реальность действительно может изменить мир.

искусство и виртуальная реальность

Но искусство – это мнения и их обмен. И еще один сторонник современного творчества и его взаимодействия с VR-возможностями – Голан Левин. Помимо того, что его деятельность разворачивается на поле абстракции, и ее изучения, он преподает в одном из университетов искусств, возглавляя кафедру. Его лекции популярны – ведь он непосредственно делится своим опытом использования современного графического оборудования в художественной сфере.

 ПК уже давно возымели верх над человеческим разумом, хотя бы в вычислительных возможностях. Все дело лишь в принятии или неприятии этого факта. Однако сразу стоит подчеркнуть, что компьютеры никогда не смогут заглянуть в человеческую душу, или, скажем, понять человека так же, как понимают друг друга люди. Но это не вычеркивает тот факт, что технологии способны нас одурачить: можно создать иллюзии, не хуже реальности, задаваясь вопросами бытия. Я, конечно, могу и ошибаться, но мое мнение таково: у компьютеров и технологий виртуальной реальности никогда не появится индивидуального лица, — поясняет художник со страниц журнала TheoryandPractice.

Собирая по крупицам мнения, информацию и главное – результат взаимодействия VR-технологий и искусства, следует только добавить: большому кораблю – большое плавание. Так, или иначе, мы сами создаем и виртуальное, и реальное бытие. А сотворчество только обогащает человеческое восприятие.