виртуальная реальность и медицина

VR-технологии как фактор предотвращения боли

Главная » Игры виртуальной реальности » VR-технологии как фактор предотвращения боли

Психолог Дэвид Линден совсем недавно установил интересный факт: мозговая деятельность способна подавить болевые ощущения, к тому же, способна не только подавить, но и контролировать боль. И если у сознания проявляется значительный интерес к определенным вещам, мозг может проявить интересную активность, а точнее дать рецепторам команду уменьшить боль, которая мешает концентрации. Выходит, что наша активность напрямую связана с пультом управления в голове, а точнее – с мозгом и его качеством обработки поступающей информации.

использование гаджетов виртуальной реальности в медицине

 Связь игры-боли

Сейчас ведутся исследования в области игровой сферы и ее связи с человеческим сознанием. Американские ученые задаются вопросами о возможной манипуляции болевых ощущений через игры виртуальной реальности. И, чтобы открыть неизвестные подсознательные двери психики, специалисты пригласили людей, у которых серьезные повреждения кожи — ожоги. В пользование им предоставили симуляцию SnowWorld (симуляция виртуальной реальности, которая была разработана психологами для улучшения передачи информационного импульса между нейронами).

мозг и виртуальная реальность

Немного медицины: «притупить» боль в таких случаях, как повреждения кожи ожогами, возможно, благодаря опиуму, однако такой вариант возможен при полном расслаблении. И здесь пришли на выручку неврологи. Их цель: отвлечь пациента и доказать возможное уменьшение болевых ощущений, с помощью команд мозга, во время перевязок и чистки поврежденных участков кожи.

Одним из самых интересных пациентов, который опробовал на себе такой метод обезболивания VR-симуляцией SnowWorld (причем, достаточно успешно) является Сэм Браун – военный. Он получил опасный процент повреждения кожи, когда выполнял задание в Афганистане. Ожоги были настолько сильными, что Сэма погрузили в искусственную кому почти на месяц. По возвращении на Родину, лейтенант прошел долгий курс восстановления – десятки операций. Они в сравнение не шли с теми ощущениями, которые солдат испытывал при ежедневной обработке ожогов. К тому же, если верить статистике – боль, испытываемая при уходе за поврежденной кожей, приравнивается к ощущениям такой же силы, как от самого нанесения травмы.

В первую очередь, этому человеку помогли не лекарства и перевязки, а игра виртуальной реальности. Браун был одним из добровольцев, тестировавших воздействие игры SnowWorld. Стоит заметить, что разработка этой симуляции велась совместно с военными подразделениями, отсюда и понимание, почему именно солдаты привлекались к исследованиям. Это игра призвана помочь уменьшить боль пострадавшим солдатам.

Интересные факты

В момент проведения исследований уже был доказан необычный феномен манипулирования болевым чувством при помощи эмоционального потока. И, благодаря этой информации, ученые решили создать игру, воздействующую на мозговые рецепторы: для того чтобы ослабить концентрацию пациента на боли, значительно уменьшая тем самым негативные ощущения.

тестирование игры SnowWorld

На добровольцев надевали VR-шлемы и сопутствующую гарнитуру, после чего активировали игру, создающую иллюзию другой реальности. Пациенты оказывались в чудном пространстве, пролетая над каньонами льда или бросаясь снежками. Также они могли вести наблюдения за пингвинами, доисторическими мамонтами и другими реальными или уже вымершими животными. Это способствовало отключению болевых рецепторов в теле, мозг переносил сознание в видимое измерение, благодаря чему люди переставали чувствовать прикосновения к телу и саму процедуру перевязки.

VR-игра SnowWorld

Итоги исследования

Этот опыт дал ответ на вопросы снятия боли. Такие результаты, конечно же, являются существенным шагом в изучении, как человеческой психики, так и физической помощи. В определенных случаях игра давала эффект, который был сильнее лекарственного морфия. Это, как раз, случай с лейтенантом Сэмом Брауном. К слову, у него сейчас отменное здоровье, что, по его словам, объясняется необыкновенным опытом VR-игры SnowWorld.

Ученые делают предположения, что игры виртуальной реальности помогут в будущем справляться не только с болью от ожогов, но и помогать в снятии болевого блока при других серьезных травмах.