Значение виртуальной реальности в медицине

Главная » Новости виртуальной реальности » Значение виртуальной реальности в медицине

Среди многих людей существует мнение относительно того, что виртуальная реальность, степень популярности которой за последние несколько лет, увеличилась в разы, полезна только для любителей разнообразных виртуальных игр и подобного времяпрепровождения. На самом деле, это далеко не так.
С каждым годом количество отраслей, характеризирующихся все более и более активным использованием подобной технологии, постоянно увеличивается. При этом нужно заметить, что если ранее некоторые совершаемые сегодня действия выглядели по-настоящему фантастическими, то сейчас без их постоянного привлечения сложно представить себе не только существованием, но и дальнейшее развитие многих привычных сфер. Одной, из которых является медицина.


Влияние виртуальной реальности на развитие медицины

Как известно, большинство болезней, в зависимости от их специфик и характера развития могут сопровождаться разными по степени выраженности болевыми ощущениями. При этом, если в некоторых случаях подобный дискомфорт можно, так сказать перетерпеть, то иногда подобные действия приводят лишь к значительному ухудшению первоначального состояния. Кроме того, сильная боль оказывает изматывающее влияние и на без того не слишком здоровый организм, может провоцировать потерю сознания.
Иногда можно услышать мнение относительно того, что победить данный симптом вполне реально благодаря средствам болеутоляющего характера. Действительно, иногда данные действия – это единственных выход из сложившейся непростой ситуации. Но при этом важно понимать то, что применение лекарственных средств данного характера несет в себе и определенный риск. Он моет быть обусловлен склонностью больного к личной непереносимости средства, а также некоторой долей вероятности возникновения, как аллергической реакции, так и анафилактического шока. Но, с применением набирающих сегодня популярность очков, дающих возможность погрузиться в виртуальный мир, справиться с болью, при этом, не подвергая себя риску.


Значительный опыт в использовании такого подхода наблюдается при лечении ожогов. Погружение в мир виртуальной реальности помогает не только избавиться от болевых ощущений (причем, в некоторых ситуациях, более, чем сильных), но и оказывает так называемое терапевтическое воздействие, базирующееся на том, что человек отвлекается и, таким образом, не склонен вспоминать те обстоятельства, которые обусловили наступление подобных последствий. Несколько лет назад американскими учеными были проведены достаточно серьезные исследования, направленные на изучение соотношения между степенью выраженности болевых ощущений и некоторой отрече
нностью от мира реального. В результате было сделано достаточно важное и, как может показаться некоторым, странное открытие. Дело в том, что степень действия некоторых игр, направленных на погружение в виртуальную реальность, в некоторой степени превосходила даже воздействие сильных обезболивающих препаратов (в частности, морфия).
Погружение, при помощи специальных приспособлений, в мир виртуальной реальности достаточно полезно для тех, кто только собирается стать хирургами. Как известно, сегодня подготовка хирургов практически всегда связана с тем, что они, так сказать, оттачивают своим умения и демонстрируют соответствующие знания исключительно на трупах. После того, как подобный этап будет пройден, можно надеяться на постоянное увеличение частоты ассистирования. Как показывает практика, пройдя столь длинный путь далеко не каждый новоиспеченный хирург может похвалиться возможностью самостоятельного и качественного проведения соответствующих действий.
Более высокий результат в плане подготовки может дать использование специальных симуляторов, которые постепенно внедряются в зарубежной образовательной системе. Наибольшую популярность сегодня пользуется макет, используемый в Стенфордском университете, отличающийся наличием обратной тактильной реакции. Чаще всего подобный вариант используется для виртуализации процесса проведения операции на носовой пазухи. Для более высокой наочности, изначально происходит загрузка ряда снимков, дающих возможность иметь представление обо всех ракурсах места, на которое будет направлено соответствующее вмешательство.
Использование виртуальной реальности для обзора и оценки общего состояния организма постепенно стало внедряться в медицинскую практику относительно давно. Но вот с использованием данного варианта для подробного изучения, какого – либо одного органа напротяжении длительного периода времени возникали проблемы. Но, похоже, в данном направлении наблюдается некоторый прогресс. В частности, начинает оформляться практика, когда благодаря моделированию определенной ситуации и дальнейшем виртуальном погружении в нее человека, становится возможным определение того, какие именно участки мозга (например, в результате травм, аварий, заболеваний онкологического типа) повреждены и каким образом можно с этим справиться.


Виртуализация психологии

За последние несколько лет количество медицинских работников, отмечающих значительную взаимосвязь между психологией и физиологией человека постоянно увеличивается. Таким образом, можно сделать вывод относительно значительного влияния виртуальной реальности и на протекание ряда психологических процессов, а также на избавление от некоторых расстройств.
Многим приходилось слышать о существовании так называемых фантомных болей (иногда чрезвычайно выраженных), возникающих якобы в той конечности, которая была ампутирована. Стоит заметить, что они приносят достаточно сильные реальные страдания человеку. Сегодня определенную популяризацию получает использование специально разработанных игр. Благодаря специально подключенным датчикам, а также очкам виртуальной реальности, человек, перенесший подобную операцию, играет в специальную игру, которая направлена на использование уже несуществующей конечности. В результате этого создаются все условия, направленные на минимизацию болевых ощущений, чувства стянутости, а также судорг. Как правило, несколько сеансов подобного лечения используемых с незначительным отрывом во времени, помогут добиться желаемого результата.
Использование варианта данного типа достаточно важно и в процессе тренировки детей больных аутизмом. В частности, при необходимости формирования у них социальных навыков, а также надлежащих норм поведения.


Виртуальный мир в процессе реабилитации

Переживание человеком сильно потрясения приводит его к возникновению посттравматического синдрома, проявляющегося в проблемах как взаимодействия с людьми, так и в функционировании организма. Благодаря виртуализации создаются условия, в которых человек может в полной степени почувствовать всю прелесть обыденного здорового образа жизни и снова (конечно, далеко не сразу) стать таким, каким он был ранее.
Некоторые заболевания, например, такие как инсульт, дают в последствии весьма значимые осложнения, которые не дают человеку в течении длительного периода вернуться к привычному образу жизни. Так как весьма часто в подобных ситуациях страдают конечности, разработчиками была создана специальная перчатка, благодаря которой процесс движения верхними конечностями совершается практически безболезненно и без потребности в использовании каких-либо усилий. В конечном итоге, уровень мышечной активности постоянно улучшается и за более короткий период, нежели при отсутствии реабилитационных действий подобного характера.


Многие компании, занимающиеся изготовлением специальных приборов, направленных на реабилитацию людей, перенесших какие- либо осложнения, говорят о том, что их применение дает возможность человеку получить позитивный психологический настрой, который как бы стимулирует дальнейший процесс выздоровления. Например, человек, который после перенесенной автомобильной катастрофы становится прикованным к инвалидному креслу, благодаря специальным технологиям попадает в виртуальную реальность, где он снова может стоять и вообще практически не ощущает болей. Так как данное состояние приносит ему чувство удовлетворения, он стремится приложить массу усилий для того, чтобы добиться подобных ощущений, но уже в реальности.